Стеклянный Городок
Дмитрий Тыквин

7 марта 2024 – 12 мая 2024
Стеклянный городок | Дмитрий Тыквин

 

Дмитрий Тыквин для своего нового проекта использовал стеклянные сосуды разной формы и назначения – бутылки, штофы, стаканы, мензурки, банки, флаконы. Располагал их на фотобумаге (30х30 см) в темном помещении, затем включал свет на короткое время. То есть работал в технике фотограммы – получал изображения фотохимическим способом без применения фотоаппарата. 

Стеклянный Городок<br>Дмитрий Тыквин

Получившиеся композиции на редкость непритязательны – Дмитрий Тыквин безыскусно раскладывает предметы по поверхности так, чтобы они не заслоняли друг друга и предстали перед зрителем каждый во всей своей полноте. Автор намеренно уводит внимание зрителя от изысков архитектоники.

Впрочем, столь же радикально он расправляется со свойствами стекла, столь любимыми художниками – прозрачностью, бликами, рефлексами, гранями и прочим. В сосудах Тыквина декоративные свойства стекла как материала вынесены за скобки, приглушены или полностью вычищены.

Стеклянный Городок<br>Дмитрий Тыквин

Что же тогда остается? Сами сосуды, очищенные от бытовых и декоративных атрибутов. Добавим сюда еще сакрально-символические функции предметов – однородный фон работ исключает поиск архетипов.

Подобная стратегия позволяет расправиться со всеми налипшими культурными значениями предмета. Дмитрий Тыквин выявляет в сосуде то, что заслонено внешними аксессуарами – пра-образ сосуда, который можно получить лишь тактильным зрением. Брутальная простота сообщает предметам первобытную мощь и грандиозность. Это уже не вазочки-скляночки, а монументальные портреты сосудов. Причем его портреты репрезентируют не наше обладание ими (бытовые функции), и не наше очарование ими (декоративные атрибуты стекла), а сосуд сам по себе и сам для себя.

Стеклянный Городок<br>Дмитрий Тыквин

Дмитрий Тыквин, начав с прямой фотографии, последовательно и целенаправленно шел в сторону освобождения её от различных ограничений и условностей. Он фотографирует различными аппаратами, вводит дополнительную оптику, применяет мультиэкспозицию при печати, использует физическую ретикуляцию, маски, прибегает к многократной печати на химически обработанную бумагу. В данном случае автор использовал фотограмму и лит-печать. И та и другая техника работают в одном направлении. Фотограмма позволяет сделать один единственный отпечаток по определению, а лит-печать дает возможность управлять плотностью теней и света, добиваться уникальной фактуры снимка. 

Все работы – авторская желатин-серебряная печать.

Дмитрий Тыквин. Предмет сам по себе. Фотограмма.

Грамматика форм бытия – это их истолкование
Мишель Фуко

         Предмет как элемент изобразительного пространства традиционно тяготеет к жанру натюрморта (композиция из предметов на изобразительной плоскости). Дмитрий Тыквин для своего нового проекта использовал стеклянные сосуды разной формы и назначения – бутылки, штофы, стаканы, мензурки, банки, флаконы. Располагал их на фотобумаге (30х30 см) в темном помещении, затем включал свет на короткое время. То есть работал в технике фотограммы – получал изображения фотохимическим способом без применения фотоаппарата.
         Получившиеся композиции на редкость непритязательны – Дмитрий Тыквин безыскусно раскладывает предметы по поверхности так, чтобы они не заслоняли друг друга и предстали перед зрителем каждый во всей своей полноте. Так рисуют дети и наивные художники. Следовательно, автор намеренно уводит внимание зрителя от изысков архитектоники.
         Впрочем, столь же радикально он расправляется со свойствами стекла, столь любимыми художниками – прозрачностью, бликами, рефлексами, гранями и прочим, что делает стеклянные предметы в изобразительном искусстве привлекательными и многогранными. В сосудах Тыквина декоративные свойства стекла как материала вынесены за скобки, приглушены или полностью вычищены.
         Что же тогда остается? Сами сосуды, очищенные от бытовых и декоративных атрибутов. Добавим сюда еще сакрально-символические функции предметов – однородный фон работ исключает поиск архетипов.
         Представим себе красивую, яркую женщину – секс-символ. Снимем с неё бижутерию, очистим от косметики, разденем и сделаем рентген в полный рост. Что же мы увидим на снимке? Кости, органы, оболочку тела. То же самое делает Дмитрий Тыквин, но в качестве моделей выступают стеклянные сосуды, а вместо рентгена он использует источник света.
Подобная стратегия позволяет расправиться со всеми налипшими культурными значениями предмета. Нам привычней видеть в вазе цветок, в стакане – молоко, в штофе – вино, содержимое, которое преображается гранями, бликами, рефлексами стекла. Дмитрий Тыквин выявляет в сосуде то, что заслонено внешними аксессуарами – пра-образ сосуда, который можно получить лишь тактильным зрением. Брутальная простота сообщает предметам первобытную мощь и грандиозность. Это уже не вазочки-скляночки, а монументальные портреты сосудов. Причем его портреты репрезентируют не наше обладание ими (бытовые функции), и не наше очарование ими (декоративные атрибуты стекла), а сосуд сам по себе и сам для себя.
         Выставочный проект состоит из двух серий. В одной фотограф представляет портреты сосудов – одиночные и групповые на тепло-черном фоне со светло-серыми, серебристыми вкраплениями.
         Во второй серии на каждом снимке портрет сосуда и его искаженный двойник. Если портрет представлен на проработанном черном фоне, то деформированный двойник – на серо-белом. Не знаю, думал ли автор о двойничестве в космогоническом контексте (например, «инь» – «янь»), мифологическом (Двуликий Янус) или литературном (Поприщин и Голядкин), но искаженный двойник больше напоминает отражение в кривом зеркале. Хотя они – двойники – кривляются, извиваются, подмигивают, всячески подчеркивая свою большую значимость по сравнению с оригиналами.
         Дмитрий Тыквин, начав с прямой фотографии, последовательно и целенаправленно шел в сторону освобождения её от различных ограничений и условностей. Он фотографирует различными аппаратами, вводит дополнительную оптику, применяет мультиэкспозицию при печати, использует физическую ретикуляцию, маски, прибегает к многократной печати на химически обработанную бумагу. В данном случае автор использовал фотограмму и лит-печать. И та и другая техника работают в одном направлении. Фотограмма позволяет сделать один единственный отпечаток по определению, а лит-печать дает возможность управлять плотностью теней и света, добиваться уникальной фактуры снимка.

         Дмитрий Тыквин родился в 1965 году в Ленинграде. В 1988-м закончил ЛМИ («Военмех»). В 1993–1995 учился в Санкт-Петербургском восточном институте на отделение японистики. Фотографирует с 1975 года. Делать снимки учился в фотокружках по месту жительства и учебы. С 15 лет увлекся музыкой. Учился игре на гитаре сначала с индивидуальным педагогом, затем в различных джазовых школах. С 1986-го стал экспериментировать с изготовлением музыкальных инструментов (сякухати, кото). С 1996 года пишет музыку и исполняет её на собственных инструментах. Участвовал в качестве музыканта и исполнителя в спектаклях: «Дом спящих красавиц» (Театр на Литейном), «Китай на нашей стороне» («Приют комедианта»), «Топор» и «Приговоренный» (фестиваль «Монокль»), «Зангези» (музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме), «Глубокое синее море» («Приют комедианта»). В 2000 году участвовал в фестивале «СКИФ» в составе группы «Килиманджаро». Участник проектов Melonoise (с 2005) и Санкт-Петербургского импровизационного оркестра (с 2012 года). В фотографических выставках принимает участие с 1998 года. Автор 10 персональных проектов.

Вальран

Выставки:

1998 – Центр «Nova Cinema» в рамках фестиваля «Кино СНГ». Брюссель
2003 – «Картины для неба». Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. Санкт-Петербург
2004 – «Поэма без героя. Фотоверсия». Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Санкт-Петербург
2006 – «Избранные места». Архангельский художественный музей
2006 – «Федор Михайлович, царствие ему небесное…» БИКЦИМ ЦПБ им. Маяковского. Санкт-Петербург
2006 – «Романтический формализм – в поисках стиля» Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Санкт-Петербург
2006 — «Романтический формализм – в поисках стиля». Ярославский художественный музей.
2015 – «Обводный канал. Полоса отчуждения». Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Санкт-Петербург
2015 – «Не Бо» — БИКЦИМ им. Маяковского. Санкт-Петербург
2015 – «Широкий формат». Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Санкт-Петербург
2016 – «Точка возврата». Галерея «Борей». Санкт-Петербург

Фотографии с открытия от Германа Павлова

Видео с открытия


 

0+
Вход свободный

ср–вс 12:00 – 20:00
пн–вт выходные дни

author avatar
Роман Землячев