25 декабря 2021 – 12 марта 2022
Улитки времени | Олег Журавлев
Изображение предметного мира всегда так или иначе присутствует в искусстве, но только в XVll веке сформировывается как отдельный жанр в творчестве голландских и фламандских художников. Их натюрморт (нидер. stilleven — тихая, спокойная жизнь) обладает уникальными чертами и потому широко узнаваем. Он не столько лишь отображение неживого мира, сколько игра в скрытые смыслы. Это даже не классическая концепция “в глазах смотрящего”, а умелое сочетание символов, своеобразный ребус. Подобная знаковость напоминает религиозные каноны: за каждым элементом картины закреплено свое значение. “Суета сует” или же vanitas — философское направление голландского натюрморта. Его повествование обычно совершается через те предметы, что так или иначе ассоциированы с бренностью бытия
Художественная фотография Олега Журавлева заимствует эту аллегоричность и узнаваемость: каждый предмет в его натюрморте не случаен. Название выставки — не только итерация названия одной из работ, но и акцент на главном герое съемок — улитке. Спиралевидное тело ее “закручивает” зрителя в размышления о бесплодности этого систематического временнóго движения. Двигаясь уже по выставке, зритель сталкивается с закодированным визуальным посланием. Чтобы считать этот код, необходимо знать к чему отнести тот или иной объект. Если песочные или же механические часы интуитивно подталкивают нас к попытке осязания времени, то в этих рамках они указывают на более узкое, темпоральное. Увядающие цветы, как и засыхающие яблоки, символизируют процесс старения.
Анализ скоротечности подкрепляется несколькими сериями автопортретов. Фотограф рассматривает себя в этом течение времени, что раскрывается в честном, слегка отведенном от объектива фотокамеры взгляде. Портреты контрастируют с натюрмортами своей витальностью, выстраивая полемику между жизнью и смертью.
Фотография, обычно столь далекая от живописи, становится на грань двух медиумов. В изящных складках драпировок натюрмортов проявляется гладкость, унаследованная от старых мастеров: то ли этот эффект достигается за счет профессиональности использования фотографического метода, то ли за счет выгодных композиционных решений. Голландскому натюрморту характерна фотографичность, некоторый гиперреализм изображения: так и здесь автор уделяет особое внимание игре светотени, делая фотографию резкой и контрастной.
Техника, в которой работает автор, ничуть не менее исторична нарратива его произведений. Использование коллодия приходит на смену дагеротипу и калотипии в середине XIX века как более доступный и перспективный способ с технической и эстетической точек зрения. В основе метода лежит использование коллодия, который наносится на поверхность для вывода изображения, впоследствии очувствляемую раствором нитрата серебра. Пока поверхность остается влажной, делается снимок. Метод, в котором негатив проявляется на стекле, называется амбротипией. Если же в качестве основы взята металлическая пластина, полученный результат называют тинтайпом. Негативы помещаются на чёрную подложку, что позволяет изображению выглядеть как позитив. На выставке представлены оба варианта использования мокроколлодионного процесса.
Около тридцати лет техника пользовалась большой популярностью, постепенно расширяя собственные же границы. Преимущества технологии раскрываются своей способностью детально имитировать реальность. Глубина, которая появляется за счет толщины стекла, формирует ощущение объемности изображения, что так выгодно демонстрирует Олег Журавлев в своих натюрмортах. В текущей выставке, ощущение сопричастности усиливается сочетанием отчетливости языка техники с перфекционизмом фотокомпозиций.
С технологией автор познакомился много лет назад, оставшись под глубоким впечатлением от того, “что фотограф является полным владельцем процесса от начала и до конца: от изготовления коллодионной эмульсии до проявки и покрытия лаком”. Техника предоставляет автору пространство для творчества, будь то ручной полив или же способ экспонирования и проявки. Не менее важна здесь и уникальность, которую подразумевает мокроколлодионный процесс: “В результате получается полностью ручное произведение в единственном экземпляре. Другого такого нет и не будет.” Это обстоятельство снова возвращает нас к непрочности материального мира, к суете сует.
Выбор предметов для композиций зачастую обусловлен эстетическим восприятием автора. В них появляется самовар — “красивый утилитарный предмет из прошлого”. Утратив свою первоначальную функцию, он становится объектом, радующим глаз. Самовар, под европейским взглядом натюрмортов vanitas, придает произведениям сугубо русские черты.
Съемки часто проходили в тихом уголке Финляндии и каждая фотография воспроизводит это спокойствие. “Умиротворение — вот, пожалуй, точная характеристика места. Можно было наслаждаться тишиной каждого уголка, строить в голове кадр и даже не снимать”, — вспоминает фотограф.
Олег Журавлев родился в 1968 году в Свердловске. В 1988 окончил Уральское Училище Прикладного Искусства в Нижнем Тагиле. В настоящее время живет и работает в Санкт-Петербурге.
Фотография увлекла его еще в годы учебы. В период с 1991 по 1995 год работал фотографом в синтетическом театре Хусида — Соболева в Царском Селе и городском музее Царского Села. Член союза фотохудожников России. Работы фотографа хранятся в музее Анны Ахматовой, коллекции РОСФОТО и в частных собраниях.
0+
Вход свободный
ср–вс 12:00 – 20:00
пн–вт выходные дни