Отто Лакоба «Жизнь других»

Выставка абхазского фотографа-документалиста Отто Лакоба,

будет проходить в галерее Art of Foto с 3.11 по 3.12.16

Вход свободный

Фотографии можно приобрести.

Жизнь других

Отто Лакоба "Жизнь других"Мое детство проходило на берегу Черного моря, в Абхазии, среди субтропических пальм и кипарисов. Демонтаж Советского Союза шел полным ходом, а в летнем зное уже витала близость войны,  в которую никто не верил. Детство неожиданно закончилось в августе 92-го, когда нас спешно эвакуировали с военного аэродрома. 

Несколько лет назад я вернулся на родину, решив, что нужно отыскать свою идентичность, переосмыслить то, что у меня отняли и попробовать рассказать об этом посредством фотографии.  Для современного мира Абхазия — это белое пятно на карте, очередная горячая точка. Но война окончилась более 20-ти лет назад и сегодня это небольшая, суверенная страна. Странно ощущать себя фотографом настоящего, когда все живут прошлым. В абхазском языке пять прошедших времен. Видимо абхазы, отдавая предпочтение прошлому,  никогда всерьез не относились к настоящему, но в них всегда теплилась надежда на будущее.

Биография

Отто Лакоба 32 года, документальный фотограф. Родился в Санкт-Петербурге, окончил университет аэрокосмического приборостроения. В 2009 году переехал на историческую родину, в Абхазию, чтобы больше времени уделять фотографическим поискам. Участвовал в фотовыставках в Абхазии и Турции, публиковался в «Russia Beyond the Headlines» (иностранный проект «Российской газеты»), «Bird in Flight»,«El Pais» и др. В настоящее время учится в Школе документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова.

ЭССЕ

Отто Лакоба

“Если выпало в Империи родиться..”

Одни деревья цветут рано, другие ­ позже, третьи ­ еще позднее.
Всему свое время.
Так и народы.
Одни пережили свой расцвет и давно угасли, другие ­ только сегодня в буйном цветении.

Отто Лакоба "Жизнь других"Было когда­то на Кавказе могущественное Абхазское царство , но осыпались каменные лепестки его крепостей. И лишь древний храм в селе Лыхны на фоне снежных горных вершин продолжает излучать теплоту и свежесть цветка. Загляните в него и увидите: как и тысячу лет назад здесь идет служба, горят свечи, загадочно молчат иконы.

В абхазском языке пять прошедших, одно настоящее и два будущих времени. Видимо абхазы, отдавая предпочтение прошлому, никогда всерьез не относились к настоящему, но в них всегда теплилась надежда на будущее. История, дух, возможности народа отразились в его языке. В 1930 г. Осип Мандельштам отмечал: “ Язык абхазов мощен и полногласен…; можно сказать, что он вырывается из гортани, заросшей волосами “.

Первое прошедшее.

В разное время территория Абхазии, зажатая между Черным морем и Кавказским хребтом, привлекала внимание римской, византийской, иранской, арабской, хазарской, турецкой, российской империй, либо становилась их частью. Страна испытала влияние не только древневосточной культуры, но и античных Греции и Рима, а также Византии и Генуи. В первом веке христианскую проповедь здесь вели апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит.

Второе прошедшее.

Мировоззрение абхазцев резко отличает их даже от соседних народов. В Абхазии, например, не существовало феодальной собственности на землю, не было крепостного права, нищих; княжеских детей отдавали на воспитание в семьи “чистых” крестьян, от чего не было сословных противоречий. Феодал не имел права отнять у крестьянина землю, оскорбить, а тем более поднять на него руку. Быт общины был милитаризован. Подобная система сохранялась на протяжении столетий и существовала вплоть до XX века.

Третье прошедшее.
После присоединения Абхазии к России в XIX веке, власти активно занялись здесь культуртрегерством. В селе Лыхны, средневековой столице Абхазии, открыли школу для абхазских детей. Как только русский учитель в европейском костюме и очках вошел в класс ­ все дети разбежались. На второй день повторилось то же самое.

Только потом поняли, чего они испугались. Наконец, учитель вошел в класс в черкеске, с кинжалом на поясе, в папахе ­ и все с удовольствием стали учиться.

Отто Лакоба "Жизнь других"Четвертое прошедшее.
В XX веке Абхазия пережила ряд революций и войн: в 1918 г. была в составе Горской республики, затем ­ оккупирована Грузией (1918 ­ 1921 г.). С марта 1921 г. по февраль 1922 г., до образования СССР, существовала независимая ССР Абхазия. Затем статус ее понижался вплоть до автономной республики в составе Грузинской ССР (1931­ 1991 гг.). В 20­х годах в Сухуме на набережной была кофейня и называлась она: “Кайф”. Приехала комиссия с московскими партийными бонзами, им понравился кофе, но не понравилось такое несоветское название. Обратились к главе правительства Абхазии Нестору Лакоба. Тот выслушал и отдал распоряжение: назовите “Кайфующий пролетарий”!

Пятое прошедшее.
В результате распада СССР, 14 августа 1992 г. только что вступившая в ООН Грузия развязала войну против Абхазии. Погибли тысячи молодых людей, уничтожались памятники истории и культуры абхазского народа, музеи, архивы, библиотеки, театры, институты. Территория Абхазии была освобождена 30 сентября 1993 года, а 26 августа 2008 г. Россия признала Республику Абхазия независимым государством.

Оглядываясь назад, невольно наталкиваешься на периоды пассионарности нашего народа: Абхазское царство, Горская республика, Республика Абхазия.. Сегодня Абхазия ­ небольшая, суверенная многонациональная страна (около 300 тыс. жителей). Помимо абхазов в ней проживают русские, армяне, грузины, греки, эстонцы, турки, поляки, евреи, немцы и др. Здесь мирно уживаются люди разных конфессий ­ православные, католики, мусульмане, иудеи, протестанты. Имперские периоды составляют столетия в истории Абхазии, но народ сумел сохранить свою идентичность, своеобразие и колорит, несмотря на некоторые уродливые стороны жизни, доставшиеся в наследство от войны, разрухи, блокады.

Как здесь не вспомнить замечательные строчки Иосифа Бродского из ”Писем римскому другу”:

Если выпало в Империи родиться,

лучше жить в глухой провинции у моря.

И от Цезаря далеко, и от вьюги.

Лебезить не нужно, трусить, торопиться.

Говоришь, что все наместники ­ ворюги?

Но ворюга мне милей, чем кровопийца.