Потёмкин

Глава из моей новой книги (сегодня она в процессе верстки)
«ДИАГНОЗ ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТ 78 лет спустя подтвердился…»

Павел Маркин

Петрович

История с фотографиями

 

           31 декабря Игорю Петровичу ПОТЁМКИНУ исполнилось бы 85 лет. Но, увы, он ушел от нас в мир иной уже семь лет назад… Канула в Лету ЛЕГЕНДА  ленинградской фотожурналистики, многолетний и ежедневный  автор «Ленинградской правды», затем «Часа Пик», фотоагентства «Интерпресс» и других городских средств массовой информации.

           Игорь Петрович был лауреатом «Золотого пера -2014» за вклад в развитие журналистики. Он был постоянным шутником балагуром и заводилой. А самое поразительное его идеи всегда находили отклик в сердцах коллег и на многие годы становились традицией. В профессиональной среде его знали даже самые молодые корреспонденты – благодаря уникальной акции «Потёмкинская лестница», инициатором которой он был. Он основал традицию среди фотокорреспондентов разных средств массовой информации ежегодно собираться на лестнице Михайловского замка и делать общий снимок. Это помогало участникам чувствовать себя Братством, напоминало, что нужно уважать труд друг друга и поддерживать коллег – в каких бы сложных условиях они не работали. Причем в последние годы, каждый корреспондент приходил на встречу со своей лучшей фотоработой, сделанной за прошедший год и напечатанной крупным форматом, как минимум 50х70. Из этих снимков на ступенях парадного входа в Михайловский замок складывалась импровизированная экспозиция. И выставка эта работала всего пару часов. Апофеозом традиционной встречи, по установившейся традиции была общая фотография всех участников. Игорь Петрович тщательно и долго расставлял коллег на ступенях и делал очередной исторический кадр. Бывало, 5 мая в 17.00 он собирал на эту встречу до двухсот коллег.

           В последний  раз, «Потемкинская лестница» с участием Игоря Петровича  состоялась 5 мая 2017 года.

           Без сомнения, Петрович был всеобщим любимцем и эпицентром любой компании. И как само собой разумеющееся – именно он 25 лет назад  стал основателем и бессменным руководителем  Творческой группы «Братья по разуму».

           Идея эта родилась в голове Игоря Потёмкина в  1997 году на вернисаже его традиционной предновогодней выставке в Доме журналиста. Идею тут же поддержали коллеги и традиционно провозгласили, любимы тост в честь именинника – открытие проходило за несколько дней до Нового года, поскольку собрать всех 31 декабря, просто немыслимо. Подняли бокалы с шампанским:

           — Тихо на ёлочках светятся шишечки, выпьем за Игоря мы, ребятишечки!

           О каждом их членов нашей творческой группы существует масса баек, но, без сомнения всех перещеголял наш Старший Брат по разуму. Это был просто ходячий анекдот и неспетая фотографическая песня. Чего стоили его особые приметы? Шикарные усы и неизменная лупа, когда он рассматривал очередную фотографию на любой выставке и клетчатая кепка на все случаи жизни. Столь же неотъемлемыми были от этого образа потёртый «Киев 88» и портативный штатив, упиравшийся в его грудь.

           Легендарный фотокорреспондент однажды рассказал журналисту Фёдору Шумилову, зачем он всегда носил с собой нитки с иголкой и почему ходил на демонстрации со стремянкой. Игорь Петрович на все демонстрации и военные парады тащил через весь город стремянку на Дворцовую площадь, чтобы быть выше всех коллег и сделать самый интересный и неповторимый кадр. Чуть сложнее история с нитками и иголками.. Началась она, когда Петрович работал в газете «Знамя Победы» — это был ежедневный орган Северной группы войск (СГВ).

           — Мне говорят, вспоминал Потёмкин, — Вы корреспондент-организатор. У вас всегда с собой должны быть нитка, иголка, пуговицы. Подошел к солдату, поправил пилотку, пришил пуговицу, поправил погоны, сказал, как нужно выглядеть. Советский солдат должен иметь вид лихой и бравый.

           Очень часто эти навыки Игорю Петровичу приходилось использовать и в «Ленинградской правде». Приходишь на завод или фабрику сфотографировать передовика. А он в рваной рубашке – достаешь нитки и иголку и за работу. Сложнее если он в грязном ватнике – приходилось у бригадира искать новый. Один из коллег даже с собой на съёмки целую связку галстуков возил, чтобы передовик на первой полосе главной партийной газеты выглядел героем, а не разгильдяем…

           Самыми светлыми были его заветы подрастающему поколению. Однажды на своём мастер-классе у нас на факультете Игорь Петрович сказал студентам:

           — Фоторепортёр должен уметь снимать всё – от чистого репортажа до студийного портрета и рекламного натюрморта. Конечно, у каждого свой взгляд – у кого-то жестче, у кого-то мягче. Кто-то тяготеет к постановке, другой тянется к репортажному портрету, третий на досуге снимает пейзаж. Но в любом случае, во главе угла – остановленное мгновение. Прекрасное или ужасное, но обязательно реальное. А если взглянуть пошире, то главные герои снимков от несчастного бомжа и до крупного политика – люди и, следовательно, тоже братья по разуму.

           В этом была общность и всех семерых Братьев по разуму. Творческим лозунгом группы было – ЖИЗНЬ КАК ОНА ЕСТЬ. Это и есть БРАТСВО ПО РАЗУМУ

           Примечательно, что когда мы готовили нашу первую совместную выставку в Петропавловской крепости, то выслали приглашение и буклет с избранными фотографиями каждого из нас. Через некоторое время приходит официальный ответ от руководителя пресс-службы губернатора Александра Афанасьева с просьбой срочно убрать из будущей экспозиции одну из фоторабот,…увы,  Вашего покорного слуги. Фотография называлась «Пока попутчики» и сделана она была 5 ноября 1995 года, на которой Анатолий Собчак в сопровождении своего заместителя Владимира Яковлева осматривают автобус для инвалидов, который Правительство города планировало в ту пору запустить в производство…

           — Владимир Анатольевич категорически против этой фотографии, — прокомментировал Афанасьев. — И просит её срочно убрать и из экспозиции, и из буклета…

           Петрович возмутился и предложил всем братьям проголосовать. Ответ был однозначным – оставить для предстоящей выставки. Петрович так официально и ответил в пресс-службу. В результате ни один из приглашенных членов нашего городского правительства на вернисаж так и не пришел

           Затем эта же выставка с большим успехом прошла и в Москве в «Фотоцентре» на Гоголевском бульваре.

Павел Маркин

фото автора