Миллионы людей снимают каждый день на пленку, тысячи используют средний и большой формат, сотни — ультра большой формат (негативы от 11х14 до 20х24 дюйма). До сегодняшнего дня на рынке были доступны только увеличители до формата 8х10 дюймов (20х25см). А что делать с ультра большими негативами? Приходилось довольствоваться контактными отпечатками. Но сегодня всё изменилось. Сегодня, как никогда, пленочная фотография кажется большой и могущественной!
Несколько лет назад на фирме Heiland electronic, которая производит денситометры для пленочной фотографии, красные светодиодные фонари для лабораторий и светодиодные головы для увеличителей с возможностью splitgrade печати, мы обсуждали идею совершенно нового горизонтального увеличителя без рельсов.
Основная идея была — избавиться от неудобных рельсов, сделать горизонтальный увеличитель просто на колесиках. Его надо поставить примерно перпендикулярно стене для проекции, а потом с помощью лазеров он сам автоматически выставит плоскости объектива и пленки точно параллельно проекционной стене. Идея — супер! Но слишком дорогая для очередного увеличителя 8х10 дюймов. Тогда у нас уже был De Vere 508H, и мы очень хорошо печатали и с него на рулонной бумаге метровые принты.
С другой стороны, уже тогда мы несколько раз снимали ультра большой камерой 12х20 дюймов, и печатали контакты с негативов. Формат, конечно, потрясающий — 30х50см, но на фоторафиях казалось слишком много резкости, изображение слишком контрастное и «сухое», хотелось немного увеличить, добавить воздуха и пластики в картинку, вдохнуть жизнь в фотографию. К тому же, крайне неудобно делать запечатки и маски при контактной печати, а проекционная печать дает почти безграничную вариативность приемов fine тюнинга изображения. В общем, ультра большой формат маячил на горизонте, и решено было сконструировать увеличитель для пленки максимального формата, который производят Ilford, Kodak и Adox. Примерно раз в год дилеры по всему миру собирают от фотографов заказы на Ultra Large Format films, и заводы наливают эмульсию, режут и пакуют самые разные дюймовые форматы: 7х17, 11х14, 12х16, 12х20, и конечно 20х24!
Задача оказалась нетривиальная. Невозможно просто взять какой-то увеличитель за пример, и сделать его больше… намного больше. Многие решения приходилось разрабатывать с нуля. Какие объективы подойдут для проекции? Как сделать мех? Какое растяжение будет достаточным при каких увеличениях? Как сделать негативную рамку, чтобы негатив был абсолютно плоским? Как заряжать негатив? Как сделать увеличитель таким, чтобы можно было работать одному, без помощи ассистентов-грузчиков? Итак, после двух лет работы в Вецларе в мастерской Heiland electronic и других узкоспециальных фирмах, после трансортировки этого чуда техники в Петербург, Юрген Хайланд приехал на неделю в нашу лабораторию, чтобы установить увеличитель. Почти всю неделю он провел под и внутри увеличителя, подкручивая, настраивая, подключая, переделывая, калибруя, и пр. и пр.
И мы уже смогли напечатать первый быстрый пробный серебряно-желатиновый баритовый отпечаток с негатива 50х60см. После этого еще немного доработали программное обеспечение, поднастроили, почистили, прибрались в лаборатории. Готовы принимать заказы на ручную печать с ультра больших негативов, впрочем, любых негативов!