17 мая 2024 – 23 июня 2024
«Визит Дамы» | Людмила Таболина
«Каждая вещь в таком доме достойна отдельного рассказа. А все вместе они словно участвуют в немом спектакле.
Вот в старинном кресле расположилась фарфоровая кукла, которая живёт с хозяйкой с детства. На ней платье с белой вышитой пелеринкой, похожее на форменную одежду смолянок. Она полна спокойного достоинства и благородства.
Солнечный луч скользит по столу, задерживаясь на изысканных тарелках, и спешит дальше, к большой фарфоровой вазе, а затем играет с гранями хрустального графинчика.
Все предметы в комнате дважды отражаются в зеркалах, расположенных друг против друга. Это создаёт мистическое ощущение, словно есть другая, параллельная реальность у этой комнаты, и эта реальность доступна нам. Там, в зазеркалье, живут, быть может, души покинувших нас. Они следят за нами, помогая в трудные минуты нашей жизни.
Нужно только повернуть ключ в замке зеркального шкафа. А бронзовая рыбачка своим фонариком осветит нам путь».
Ирина Юрьевская
Все фотографии сняты автором на пленочную камеру с объективом — «Монокль»
Автор более 40 персональных выставок и участник более ста групповых проектов.
Работы находятся в коллекциях:
Выставочный проект Людмилы Таболиной «ВИЗИТ ДАМЫ» из серии «Петербургская квартира» превращает интерьер в произведение искусства. По-видимому, это был первый опыт съёмки моноклем городской квартиры. До этого Людмила снимала интерьеры деревенского дома, где превалировала фактура дерева – бревенчатые стены, дощатые потолки и полы, сравнительно небольшие окна погружают интерьер со скудной деревенской утварью в полумрак. В городской квартире – большие окна с занавесями и шторами, обои с замысловатым рисунком, стулья с резными спинками, тяжёлые кресла, обтянутые штофом, мелкая пластика с буколическими сценами, амурами и богинями, круглые столешницы, покрытые тяжёлыми скатертями, и зеркала, населяющие пространство призраками и двойниками. Позже Таболина снимет интерьеры Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме (2004), Музея Ф. М. Достоевского в Старой Руссе (2006), Музея Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге (2009).
Петербургскую квартиру Людмила Таболина снимала в середине 1990-х годов. Это квартира сохраняет свой облик на протяжении жизни нескольких поколений – наряду с предметами быта и произведениями искусства XIX века и начала XX века есть и вещи нынешнего времени. Однако Таболина не склонна сосредотачиваться и любоваться изысканностью и красотой обстановки. Предметы выплывают из полумрака некоторыми своими гранями и погружаются в темноту. Иногда они только угадываются или растворяются в световых потоках. Людмила Таболина не документирует обстановку квартиры, а стремится запечатлеть её атмосферу, атмосферу петербургского быта, впитавшую в себя культурные интересы и насыщенную духовную жизнь нескольких поколений.
Помимо света, другим героем многих фотографий Людмилы Таболиной становится фарфоровая кукла, по-видимому, XIX века. Кукла, одушевлённая автором, как модель на фотосессии дана в фас и профиль, в шляпке и без неё, крупным планом и затерявшаяся в огромном кресле. В ней столько чистоты и обаяния, что ненароком можно влюбиться. Она, как гостья из прошлых веков, вносит дополнительную аутентичную ноту в общую атмосферу.
Вальран
Душа вещей всевидяще-немая,
Как гром небесный, отзовётся в нас,
Когда сквозь них, ушедшему внимая,
На миг завесу времени срываем
И встреч грядущих видим близкий час.
Георгий Колосов. 1981 год
Я росла среди природы – сначала в бабушкином деревенском доме, а затем в провинциальном Вышнем Волочке. Окончив школу, поступила в Ленинградский технологический институт. Оказавшись в Ленинграде, полюбила вечерами бродить по старым улицам и заглядывать в окна домов. Среди разнообразия интерьеров вдруг проглядывали сквозь шторы лепные потолки, старинные люстры, детали мебели прошлых веков. Казалось, что в таких интерьерах должны жить особенные, духовно богатые люди. Здесь должна звучать прекрасная музыка, сочиняться стихи, вестись беседы о «высоком». Хотелось очутиться в такой квартире, посидеть в старинном кресле, окунуться в эту сказочную и неведомую мне атмосферу.
Шло время. После окончания института меня оставили работать на кафедре нефтехимии. Вышла замуж, занялась научной работой, воспитанием подрастающих детей, серьёзно увлеклась фотографией и «ныряла» в неё за «глотком свежего воздуха», устав от повседневных забот. Мечтать перед освещёнными окнами стало некогда.
В 1994 году профком института предложил мне сделать фотовыставку. Я с удовольствием согласилась. Выставка пользовалась успехом у студентов и сотрудников. Однажды, когда я просматривала Книгу отзывов, ко мне подошла незнакомая женщина, представилась Ириной Юрьевской и стала грамотно анализировать мои работы. Взаимная симпатия возникла сразу, и она предложила вместе побродить по Петербургу. Эти прогулки с чтением стихов и историческими экскурсами сблизили нас ещё больше.
Ирина как-то пригласила меня домой. И тут я оказалась в пространстве, о котором мечтала в юности, заглядывая в освещённые окна.
Встреча с Ириной оказалась одним из самых замечательных подарков судьбы и началом близкого общения. А квартира, в которой с рождения она жила, стала предметом моего горячего фотографического интереса.
Сколько душевного тепла вместили эти стены, сколько замечательных людей в ней побывало, сколько музыки прослушано и смыслов открыто!
«Этот свет есть в старых петербургских квартирах, в которых вещи и предметы давно живут своей потаённой жизнью. Они одухотворены теми, кто был с ними всегда. „Милые душистые тени“», – называл их В. Набоков.
Людмила Таболина родилась 2 июня 1941 года в Вышнем Волочке Калининской области. С 1961 года живёт в Ленинграде/Петербурге. Окончила Ленинградский технологический институт. По специальности – химик-технолог, кандидат технических наук.Вальран
0+
Вход свободный
ср–вс 12:00 – 20:00
пн–вт выходные дни